Cherka Trova
Пришла на ум очень глубокая, хоть и чудовищная на первый взгляд формула свободы: "Ничто не истинно, все дозволено".
Эти слова Хассана ибн Саббаха сделали основой кредо Братства Ассассинов в одноименной серии игр, и там же им несколько раз дается достаточно подробное объяснение.
Когда другие слепо следуют истине, помни: "ничто не истинно". Когда другие ограничены законом и моралью, помни: "все дозволено".
Вот если не добавлять к этой формулировке ответственность, получается кошмар, безнравственность и анархия. Но ведь на самом деле как раз наоборот.
"Ничто не истинно" означает, что человек сам волен выбирать собственные убеждения, собственные принципы, собственные ценности, формировать свою картину мира, не опираясь в обязательном порядке ни на какие авторитеты. При этом он сам ответственен за эти убеждения.
"Все дозволено" означает, что человек волен сам выбирать, что и как ему делать, и может в своих действиях не ограничиваться рамками, установленными обществом (закон и мораль), а только своими принципами, своими представлениями, своими ценностями и т.д. (они могут в чем-то совпадать с общепринятыми, а в чем-то расходится). При этом он, безусловно, несет ответственность за то, что делает, и за последствия этих действий.
Вот тогда это действительно свобода.
Эти слова Хассана ибн Саббаха сделали основой кредо Братства Ассассинов в одноименной серии игр, и там же им несколько раз дается достаточно подробное объяснение.
Когда другие слепо следуют истине, помни: "ничто не истинно". Когда другие ограничены законом и моралью, помни: "все дозволено".
Вот если не добавлять к этой формулировке ответственность, получается кошмар, безнравственность и анархия. Но ведь на самом деле как раз наоборот.
"Ничто не истинно" означает, что человек сам волен выбирать собственные убеждения, собственные принципы, собственные ценности, формировать свою картину мира, не опираясь в обязательном порядке ни на какие авторитеты. При этом он сам ответственен за эти убеждения.
"Все дозволено" означает, что человек волен сам выбирать, что и как ему делать, и может в своих действиях не ограничиваться рамками, установленными обществом (закон и мораль), а только своими принципами, своими представлениями, своими ценностями и т.д. (они могут в чем-то совпадать с общепринятыми, а в чем-то расходится). При этом он, безусловно, несет ответственность за то, что делает, и за последствия этих действий.
Вот тогда это действительно свобода.